Система охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ заполняется специальной охлаждающей жидкостью «Тосол» - А40, которая не замерзает при низкой температуре и позволяет эксплуатировать автомобиль круглый год.
Жидкость, залитая в систему охлаждения на заводе при сборке автомобиля, не требует замены в течение двух лет эксплуатации или в пересчете на километры вполне работоспособна при пробеге 60 тыс. км.
В этот период необходимо лишь постоянно следить за уровнем жидкости в расширительном бачке. Уровень всегда должен быть на 3 см выше риски «Мин». Если уровень жидкости спустился ниже риски «Мин», его нужно восстановить, используя в обязательном порядке жидкость, соответствующую залитой на заводе.
Проверять уровень жидкости в бачке следует на холодном двигателе, памятуя о том, что на горячем двигателе уровень жидкости может быть значительно выше за счет ее расширения.
Выше мы отмечали, что система охлаждения автомобилей «Жигули» герметичная, поэтому частая потребность в доливке охлаждающей жидкости — симптом тревожный. Герметичная система охлаждения исключает возможность испарения жидкости, следовательно, причина падения уровня одна — течь.
Как правило, течь возникает из-за ослабления затяжки хомутов шлангов или их частичной деформации.
Чтобы долить охлаждающую жидкость необходимо: отвернуть пробку расширительного бачка и аккуратно долить жидкость до указанного уровня. Установить пробку бачка на свое место. Эту несложную операцию выполняйте при каждом техническом обслуживании и, конечно, по мере необходимости.
Замену охлаждающей жидкости производят обычно по двум причинам: в случае ее старения, т. е. после двух лет эксплуатации, либо при замене радиатора или прочих узлов и деталей системы охлаждения.
Для слива охлаждающей жидкости следует подготовить: емкость для сбора жидкости, пассатижи и отвертку, а также ключи на 13 и 17 мм.
Слив жидкости осуществляется с помощью двух краников, расположенных в нижнем бачке радиатора и блока цилиндров со стороны картера рулевого механизма. Так как система герметична, то для слива жидкости необходимо отвернуть не только оба сливных краника, но и пробки расширительного бачка, радиатора, а также кран радиатора отопителя.
Обратите внимание: отворачивая сливной краник (пробку) на бачке радиатора, вторым ключом удерживайте штуцер пробки от проворачивания. Для полного слива жидкости из расширительного бачка целесообразно отсоединить шланг расширительного бачка от радиатора.
Слив охлаждающую жидкость, заверните краники (пробки), установите шланг расширительного бачка и пробку радиатора, а затем залейте в расширительный бачок 9 л чистой воды.
Эта промежуточная операция нужна для промывки системы. При наличии в системе накипи для промывки желательно добавить в воду средство для удаления накипи. После заполнения системы водой запустите двигатель, прогрейте, дайте ему проработать в течение 4—5 мин на холостом ходу и слейте воду из системы. Эту операцию следует повторить дважды.
После промывки системы залейте 9,6 л охлаждающей жидкости соответствующей концентрации и после 500—1000 км пробега проверьте постоянство уровня.