Современная техника позволяет создавать смазку, применимую практически во всех узлах трения автомобилей. Такая унификация смазочного материала очень удобна, особенно для владельцев автомобилей, которым не требуется возить с собой или складировать в гараже многочисленный набор смазочных материалов и, главное, не надо ломать голову, вспоминая, куда и какая смазка необходима.
Эффективные автомобильные смазки, в основном литиевые, вырабатываются во многих странах. Достаточно вспомнить, что 60% всех автомобильных смазок в США приходится именно на них. Для автомобилей "ВАЗ" такой многоцелевой смазкой является прежде всего "Литол-24". Если этот вид смазки у вас имеется, можете быть спокойны - "Литол-24" можно использовать практически для всех точек смазки.
Учитывая, что на автомобилях "Жигули" узлы, подвергающиеся смазке, надежно загерметизированы, появилась возможность значительно увеличить срок между сменой смазки, а в отдельных случаях вообще не производить смену в течение всего срока эксплуатации. Так, в ступицах колес смазку заменяют через 20 тыс. км, а практика показала, что этот срок может быть безболезненно увеличен еще на 10 тыс. км.
В шаровые опоры пальцев передней подвески, подшипники сцепления, опоры карданного вала смазку закладывают лишь один раз при сборке автомобиля на заводе.
Литол 24 - мягкая мазь вишневого или коричневого цвета. Как все литиевые смазки, он водостоек даже в кипящей воде. Высокая температура плавления, небольшая испаряемость, достаточный предел прочности позволяют применять эту смазку при 110-130 °C. Она сохраняет работоспособность и при минус 40 °C.
"Литол-24" приготовлен на средневязком масле и характеризуется хорошей стабильностью и противозадирными свойствами. Смазка обладает хорошими консервационными свойствами и достаточно надежно защищает металлические изделия от коррозии.
Характерным представителем пластичных смазок является "Фиол-1". Это очень мягкая смазка, по составу и характеристикам близкая к смазке "Литол-24". В связи с меньшим содержанием загустителя "Фиол-1" имеет меньшую вязкость, предел прочности, более мягкую консистенцию и несколько лучшую морозостойкость.
Применяется Фиол-1 для смазки гибких тросов управления, направляющих салазок сидений, мест, где установлены пресс-масленки.
К числу пластичных смазок, применяемых на автомобилях "ВАЗ", относятся также смазки ШРБ-4, ЛСЦ-15, КСБ, ВТВ-1 и другие.
Смазка ШРБ-4 применяется в шаровых шарнирах передней подвески и наконечниках рулевых тяг. Следует знать, что в достаточно герметичных узлах смазка может работать в течение длительного времени (до 100 тыс. км) без смены и пополнения. Что же отличает эту смазку? Прежде всего, она имеет высокую температуру плавления, водостойка, обладает хорошими морозостойкими свойствами. Поскольку смазка работает в контакте с резиновыми уплотнителями, предусмотрены все условия для нормальной совместимости их. Следует помнить, что при необходимости смазку ШРБ 4 можно вполне заменить смазкой Литол 24.
Со смазкой ЛСЦ-15 владелец автомобиля почти не встречается и, видимо, немногие представляют себе область применения этого вида смазки. В отличие от "Литола" и "Фиола" в состав смазки ЛСЦ-15 входит 12% окиси цинка, которая предотвращает окисление смазки на длительное время. Благодаря улучшенной адгезии к металлу, водостойкости и прекрасным консервационным свойствам, смазку ЛСЦ-15 применяют в качестве несменяемой в ряде узлов автомобиля, таких как шарниры и оси привода педали газа, рычаги выключения, сцепления, шлицевые соединения, втулки педалей сцепления, механизмы стеклоподъемников и др.
Смазку ЛСЦ 15 можно использовать вместо "Литола-24" для наполнения ступиц передних колес, а при необходимости ЛСЦ-15 можно заменять смазками ШРБ-4 и Литол-24.
Смазка КСБ является единственной специализированной токопроводящей смазкой отечественного производства. Для повышения электропроводности в нее вводят чешуйчатую медь с размером частиц до 60 мкм. Для предотвращения окисления меди в смазку добавляют специальные антиокислительные присадки. Смазка КСБ - водорастворима. На автомобилях "Жигули" КСБ применяется для смазывания контактов переключателя прерывателя указателя поворотов. Смазка КСБ имеет еще одно важное назначение - она предотвращает искрение в контактах и снижает радиопомехи.
Вазелин технический волокнистый ВТВ-1 был специально разработан для смазывания выводов аккумуляторов автомобилей "ВАЗ". Наличие в ВТВ 1 адгезионной присадки улучшает его сцепление с металлом, а применение в качестве сырья маловязкого масла повышает его морозостойкость по сравнению с аналогичными смазками. ВТВ-1 не растворяется в воде, глицерине, электролите, спиртах.