Так, как и цепь привода газораспределительного механизма, клапаны с неправильно установленными зазорами издают характерный стук с определенными интервалами. Периодичность этого стука в двигателе меньше любого другого, так как клапаны приводятся в действие распределительным валом, частота вращения которого в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Обращаем ваше внимание на то, что проверять состояние зазоров в механизме привода клапанов необходимо при каждом техническом обслуживании, даже если вы не замечали характерного стука. Нельзя забывать, что при работе двигателя детали газораспределительного механизма, в том числе и клапаны, нагреваются, а следовательно, увеличиваются в размерах. Необходим определенный зазор между рычагом и стержнем клапана, чтобы обеспечить плотную посадку клапана в седло при закрытии клапана.
Следует знать, что стука клапанов может и не быть, однако регулировка зазоров выполнена неправильно. Подобное явление происходит в случае уменьшения величин зазоров. Такое "беззазорное" соединение рычагов привода клапанов с шейками, вернее кулачками распределительного вала, приводит к тому, что клапаны постоянно находятся в приоткрытом состоянии (зажаты), и это резко сокращает долговечность седел и клапанов.
Каковы же результаты неправильной регулировки?
Недостаточная компрессия, т. е. пониженное давление в цилиндрах двигателя в конце такта сжатия. Сами клапаны, находящиеся в зажатом состоянии, обгорают и деформируются. Двигатель в результате всего этого не развивает полной мощности, теряет приемистость, работает неустойчиво, перегревается.
Регулировка клапанов (так в обиходе называют эту операцию) но существу работа несложная, но достаточно ответственная. От качества выполнения этой операции зависит нормальная работа двигателя, поэтому каждый автолюбитель, прежде чем приступить к подобной регулировке, должен задать себе вопрос: "Готов ли я выполнять регулировочные работы систем и механизмов двигателя и автомобиля?" Все зависит от решительности ответа.
Как видите, мы вовремя предостерегли вас, но если вы все-таки решились, то воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- подготовьте необходимый инструмент
- выполните все подготовительные операции, т. е. отсоедините тягу 11 привода дроссельной заслонки, сняв ее с помощью отвертки с шарового пальца 10 промежуточного рычага, установленного на крышке головки цилиндров
- отсоедините трос 9 управления воздушной заслонкой от карбюратора 6 и снимите воздушный фильтр 1, для чего необходимо ослабить хомуты и снять шланги 5 вентиляции картера и 2 подачи горячего воздуха, отвернуть три гайки или барашка 3 крепления крышки воздушного фильтра
- снять крышку 4 и фильтрующий элемент
В целях исключения попадания посторонних предметов необходимо закрыть входные горловины 5 карбюратора листом бумаги, надев ее на болты 7, торчащие из корпуса карбюратора. С помощью ключа на 8 мм отвернуть четыре гайки крепления корпуса воздушного фильтра к карбюратору и снять опорную пластину, корпус фильтра и резиновую прокладку.
Сняв воздушный фильтр, отверните гайки крепления крышки головки цилиндров и снимите ее. Снимая крышку одной рукой, постепенно поднимайте ее, а второй слегка подталкивайте вперед по ходу автомобиля. Снимите крышку прерывателя-распределителя зажигания, не вытаскивая из нее проводов. Выполнив все вспомогательные работы, можно приступить к операции "регулировка зазоров между рычагами и кулачками привода распределительного вала".
Регулировку зазоров рекомендуется производить на холодном двигателе (температура не выше 30 - 40°С), дабы исключить воздействие линейного расширения, которое имеет место при нагревании металла. На холодном двигателе зазор между кулачками распределительного вала с рычагами должен составлять 0,15 мм, а отклонение величин зазоров у разных клапанов не должно превышать 0,02—0,03 мм. Если же по каким-либо причинам вам придется регулировать зазоры на горячем двигателе (выше 40°С), то величину зазора следует установить 0,20 мм с теми же возможными отклонениями, что и на холодном двигателе.
Вращая коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки по часовой стрелке, установите распределительный вал так, чтобы метки 4 на шестерне и корпусе распределительного вала совпали. В этом положении поршень четвертого цилиндра находится в верхней мертвой точке (в. м. т.) в конце такта сжатия, а оба клапана закрыты. Для справки напоминаем, что счет цилиндров начинается от радиатора.
Чтобы отрегулировать зазоры между рычагами и кулачками в четвертом цилиндре, необходимо отпустить гайку 1, вставить плоский щуп 2 между кулачком и рычагом и, вращая регулировочный болт 3, установить требуемый зазор.
При этом щуп должен перемещаться с легким трением. Удерживая болт 3 в этом положении, ключом затянуть гайку 1 и вновь проверить величину зазора. Если в результате затяжки щуп оказался зажатым или, наоборот, легко перемещается, операцию необходимо повторить.
Таким образом, поворачивая коленчатый вал последовательно каждый раз на пол-оборота (на 180°). Регулировка клапанов отрегулируйте зазоры соответственно во всех цилиндрах. Чтобы не "заблудиться" в четырех цилиндрах, советуем воспользоваться в качестве путеводителя схемой последовательности регулировки клапанов при поворотах коленчатого вала (таблица ниже).
По окончании регулировки зазоров установите все детали в последовательности, обратной разборке. Перед установкой крышки головки цилиндров внимательно осмотрите прокладку крышки и при необходимости замените ее. Дело в том, что прокладка с незначительными дефектами (вмятинами, надрывами и т. д.) не обеспечит надежной герметичности, и масло будет подтекать из-под крышки.
Установив на место крышку головки цилиндров с прокладкой, закрепите ее гайками, не забыв поставить на место специальные фигурные шайбы. При заворачивании гаек помните, что затяжка должна быть равномерной с усилием 0,8 кгс-м.
Мягкая резиновая прокладка при равномерной затяжке обеспечит хорошую герметичность. Затем следует соединить прямоугольную тягу управления дроссельными заслонками карбюратора с промежуточным рычагом на крышке головки цилиндров. Последовательно установите корпус воздушного фильтра с прокладкой, опорную пластину и закрепите корпус гайками.
Подсоедините к корпусу фильтра шланги системы вентиляции картера и обогрева и закрепите их хомутами. Установите фильтрующий элемент, крышку фильтра и закрепите ее гайками или барашками.
Обратите внимание! На поверхностях патрубков и трубок, на которые надеваются шланги, не должно быть задиров, а при затягивании хомутов не допускаются складки на поверхностях шлангов.
Если вы внимательно посмотрите на крышку корпуса воздушного фильтра, то увидите красную и синюю метки. Вы, несомненно, догадались, что они имеют определенное значение. Действительно, метки и черная рельефная стрелка служат для сезонной регулировки воздушного фильтра. Регулировка обеспечивает всасывание свежего воздуха летом и подогретого от выхлопного коллектора - зимой.
Поэтому не забывайте с наступлением того или иного сезона правильно установить крышку. Летом повернуть крышку таким образом, чтобы синяя метка совпала со стрелкой на корпусе фильтра, а зимой - красная.