Прежде чем приступить к описанию последовательности регулировки контактов прерывателя, следует в нескольких словах напомнить назначение контактов.
Дело в том, что для обеспечения запуска двигателя и его работы системой зажигания, в обязательном порядке должны вырабатываться токи высокого и низкого напряжений. Источниками постоянного тока низкого напряжения на автомобиле является аккумуляторная батарея и генератор переменного тока с встроенным в него электронным кремниевым трехфазным выпрямителем.
На своем пути ток низкого напряжения от батареи или генератора проходит через замок зажигания к первичной обмотке катушки зажигания, где создает магнитное силовое поле.
Для «производства» мощной искры, которая впоследствии воспламенит сжатую рабочую смесь, необходимо высокое напряжение, достигающее 12—24 кВ.
Ток такого высокого напряжения способна воспроизводить вторичная обмотка катушки зажигания, однако для этого цепь тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки должна прерываться, ее магнитное силовое поле соответственно сокращаться и, пересекая витки вторичной обмотки, индуктировать в них ток высокого напряжения.
Назначение контактов прерывателя-распределителя и состоит в том, чтобы обеспечивать необходимую прерывистость в цепи тока низкого напряжения, причем эта прерывистость достигается лишь в случае правильно установленных зазоров между подвижным и неподвижными контактами механического прерывателя.
Зазоры между контактами проверяются обычно через каждые 10 тыс. км. пробега. Контролю подвергается также состояние контактов и усилие, с которым они прижимаются друг к другу.
Зазор должен быть равен 0,37 - 0,43 мм, а усилие пружины, прижимающей контакты прерывателя, должно быть равно 550±50 гс.
До начала регулировки зазора в контактах прерывателя следует пусковой рукояткой провернуть коленчатый вал до момента размыкания контактов.
Для выполнения операции по проверке и регулировке зазоров между контактами необходимо снять крышку прерывателя-распределителя, не вытаскивая из нее проводов высокого напряжения. Приступая к операции, не забудьте смазать фитиль 4 кулачка распределителя.
В качестве смазочного материала, используют масло для двигателя, а в качестве инструмента можно применить указатель уровня масла в двигателе (щуп), так как на нем всегда удерживается достаточно масла, чтобы смочить фитиль (необходимо 2—4 капли).
Для регулировки зазоров контактов 2 необходимы отвертка и щуп для приборов зажигания.
Регулировку необходимо производить в следующем порядке:
- ослабьте винт 6
- вставьте отвертку в паз и сдвиньте контактную стойку прерывателя на нужную величину зазора;
- затяните винт 6 до упора.
Если контакты загрязнены, протрите их чистой салфеткой, смоченной в бензине. Если в процессе контроля вы обнаружили неравномерный износ контактов, их необходимо зачистить «бархатным» тонким надфилем.
Контакты требуют нежного обращения, поэтому наждачное полотно и стеклянную бумагу для зачистки применять нельзя.
Приведя контакты в порядок, установите на место крышку прерывателя-распределителя.
Обратите особое внимание на установку крышки.
Помните, малейший перекос крышки — и бегунок 5 тотчас разобьет ее.