Прогоревший резонатор, соединительные трубы и другие детали выпускной системы (приемная труба, основной глушитель) возможно частично отремонтировать. К такому ремонту, например, относится заделка или "заварка" секущего резонатора или трубы при помощи сварки, либо использование специального герметика для выхлопных систем (холодная сварка и прочее).
Из всех видов ремонта мы рекомендуем обычную сварку полуавтоматом в углекислоте. Для этого следует обварить вышедшую из строя деталь по кругу, а также обработать специальной антикоррозиционной защитой. Сварщик-специалист справится с такой работой в течение 10 минут, а при снятых деталях, стоимость такой услуги составит около 200-300 рублей. Обратившись в специализированный сервис в Москве и других больших городах, будьте готовы расстаться с более крупной суммой.
Так как завод-изготовитель не рекомендует производить ремонт системы выпуска отработавших газов по причине неразборности глушителей, в этой статье вы узнаете как заменить резонатор на классике своими руками. Основной глушитель и другие элементы меняются аналогично.
Что потребуется для замены?
1) Новый резонатор (другие названия: глушитель первой степени или дополнительный глушитель).
Какой выбрать резонатор: один или два бачка (бочки)? Однобочковый или двухбочковый?
На первые модели "Жигулей" ставились дополнительные глушители с одной бочкой, а на автомобили с более мощным мотором с объемом 1.5, 1.6 литра (ВАЗ 2105, 2106, 2107) - двухбочковые.
Особой разницы в установке резонатора с 1-ой или 2-мя бочками нет, они взаимозаменяемы и подойдут к любым моделям, за исключением универсалов ВАЗ 2102, 2104.
Что касается уровня шума, то дополнительный глушитель с одной бочкой считается чуть шумнее, но зато дает небольшую прибавку в мощности автомобилю (отсутствует дополнительное сопротивление на выпуске). Хотя прирост этой мощности слабо ощутимый.
Резонатор для классики, состоящий из двух "банок" менее шумный. Обычно, первая банка - это пламегаситель.
На заметку: "банка" - это расширенная часть глушителя, содержащая в себе устройство глушения. Площадь сечения банки превышает площадь выхлопной трубы, что способствует снижению скорости выхлопных газов.
Кроме того, в перегородках резонатора, находящихся на разных осях, имеются отверстия, которые заставляет выхлопные газы менять направление движения (делать коленца). В банках прямоточных глушителей такие перегородки отсутствуют, и газ не делает коленца. Основную функцию выхлопной системы в таких глушителях берет на себя катализатор.
2) Два металлических хомута (44 мм. - для стыка с основным глушителем, 46 мм. - для стыка с приемной трубой). Подойдут также и хомуты размером чуть больше, например, с диаметрами 44.5 мм. и 48 мм.
3) Графитная смазка
4) Наждачная (шлифовальная) бумага средней зернистости
5) Гаечные ключи на "7", "13" мм.
6) Универсальная жидкость WD-40 ("вд", "вэдэшка")
7) Молоток, деревянная проставка, отвертка.
Замена резонатора, глушителя своими руками по шагам
Без ямы, в "полевых" условиях заменить резонатор очень трудно, поэтому сразу определитесь с местом ремонта. Для этой цели подойдет любой гараж с ямой, эстакада или сервисный подъемник. Демонтаж старого прогоревшего резонатора необходимо начать со снятия основного глушителя.
Снятие глушителя, резонатора
Отсоедините ремни подвески глушителя, разогнув крючки с помощью отвертки. Ключом на "7" отверните болт крепления основного глушителя к резиновой подушке ("домик"). Для замены самой подушки выпускной трубы отверните второй болт ее крепления к днищу багажника.
Двумя ключами на "13" отверните гайку стяжного хомута на стыке труб основного и дополнительного глушителя, затем сдвиньте хомут со стыка и снимите основной глушитель.
Для облегчения процесса отворачивания гаек, нанесите жидкость WD-40 на резьбовую часть болта и подождите несколько минут. Затем снимите хомут и, аккуратно поворачивая глушитель влево-вправо (вдоль оси стыка), а также слегка постукивая молотком верхнюю часть трубы через деревянную проставку, отсоедините основной глушитель.
По такому же принципу освободите соединение на стыке приемной трубы с дополнительным глушителем. Для того чтобы вынуть резонатор из приемной трубы, следует попросить помощника потянуть всю секцию назад, одновременно проворачивая ее вдоль оси стыка.
Следует также открутить две гайки кронштейна крепления троса ручного тормоза и сдвинуть кронштейн вниз.
Эта операция позволит без труда демонтировать резонатор с автомобиля, просунув его между днищем кузова и тросом ручника.
Установка нового резонатора (дополнительного глушителя)
Перед тем как начать монтаж нового резонатора, зачистите посадочные места труб с помощью наждачной бумаги ("шкурки").
Затем нанесите на места соединения графитную смазку.
Вставьте резонатор в приемную трубу и основной глушитель, убедитесь в плотном соединении. Установите новые хомуты и затяните их.
Совет: в продаже хомуты глушителей обычно продаются без шайб, поэтому для лучшего контакта (большая площадь опорной поверхности) и предотвращения отвинчивания, приобретите заранее обычные и гроверные шайбы.
Работа по замене резонатора (дополнительного глушителя) на автомобиль ВАЗ 2101-2107 классика выполнена, поздравляем!
После установки нового резонатора на место и закрепления всех деталей выпускной системы, запустите автомобиль и проверьте работу глушителей. При необходимости подтяните хомуты.
Сколько стоит новый резонатор, основной глушитель, приемная труба и работа по их замене?
В зависимости от региона проживания, цены на запчасти могут отличаться. В Московском регионе цены на детали системы выпуска на "Жигули" примерно следующие: приемная труба - 500-600 руб., резонатор (дополнительный глушитель) - 600-1200 руб., основной глушитель - 900-1600 руб.
Стоимость работы по замене отдельных деталей системы выпуска в недорогом автосервисе начинается от 500 рублей.
Из какого материала выбрать глушитель: черная сталь, нержавейка, алюминизированная (алюминированная) сталь, алюмоцинковый металл?
В конце статьи хочется сказать пару слов о качестве резонаторов и других деталей выпускной системы, а также дать несколько советов при их покупке.
Не стоит приобретать дешевые варианты из тонкого черного металла, такие модели глушителей обычно служат недолго (около года).
Старайтесь покупать только оригинальные запчасти. Отечественная фирма "АвтоВАЗагрегат" производит довольно неплохие детали и успела зарекомендовать себя на рынке автозапчастей (внимание: остерегайтесь подделок). Конечно, детали выпуска, сделанные из нержавеющей стали, стоят на порядок дороже, но проблем с их установкой и подгонкой у вас будет намного меньше. И, несомненно, огромный плюс таких глушителей - бОльший срок службы (от 3 лет) по сравнению с некачественными моделями или товарами низкого качества (варианты из обычной черной стали, покрытые серебряной краской).
На заметку: большинство европейских автопроизводителей уже давно отказались от производства выпускных систем из черной стали.
Также, обратите внимание на резонаторы и глушители, покрытые тонким слоем композита на основе оксида алюминия (алюминизированные). Алюминизированная сталь обладает лучшей стойкостью по отношению к коррозии, поэтому большинство спортивных и тюнингованных глушителей изготавливаются именно по этой технологии.
Детали из алюмоцинка (сплав алюминий + цинк) схожи по характеристикам с глушителями из алюминизированной стали. Различия присутствуют лишь в цвете оцинковки.
Выбор за вами!