С 1974 г. завод ВАЗ рекомендует смену масла производить после 5000 км, однако это зависит от условий эксплуатации.
В процессе приработки, несмотря на высокую культуру производства и самую передовую технологию изготовления деталей двигателя, отделяются мельчайшие частицы металла, которые постоянно смываются циркулирующим в системе маслом.
Масло загрязняется также проникающими частицами пыли. Основное количество этих частиц оседает в лабиринтах масляного фильтра, но какая-то их часть все-таки циркулирует в системе. Кроме того, присадки, облагораживающие масло, со временем испаряются, масло теряет свои ценные качества, и это тотчас сказывается на условиях работы двигателя.
На двигателях автомобилей «Жигули» устанавливается полнопоточный фильтр тонкой очистки масла. Само слово «полнопоточный» говорит о том, что в отличие от систем смазки других автомобилей, где только часть масла проходит через фильтр тонкой очистки, очистку проходит все масло, циркулирующее в системе. Фильтр обеспечивает хорошую очистку масла от механических частиц и продуктов окисления.
Для очистки масла в конструкции фильтра применен бумажный фильтрующий элемент, изготовленный из пористой термообработанной бумаги. С целью увеличения рабочей поверхности элемента бумага специально гнется на 180—184 складки.
Эффективная работа фильтра - надежная гарантия долговечной работы двигателя, поэтому обращаем ваше внимание на необходимость своевременной замены фильтра.
Операции по замене масла и фильтра для удобства должны производиться в гараже на смотровой канаве или эстакаде, чтобы обеспечить свободный доступ к сливной пробке в поддоне масляного картера двигателя.
Для успешного проведения данной операции, как и любой другой, подготовьте необходимый инструмент, приспособления и материалы. Не забудьте проверить соответствие подготовленного к заливке масла сезону, помня, что летнее масло используется при температуре от +5°С и выше, всесезонное - до минус 20—25°С, а зимнее - от минус 25°С.
Количество масла в системе смазки — 4,2 л, однако следует помнить, что при смене масла достаточно для всех моделей ВАЗ заливать только 3,75 л, так как примерно до 0,5 л остается при сливе в системе смазки.
Масляный фильтр должен быть в комплекте с резиновой прокладкой. Под руками должны быть воронка, специальный ключ для снятия масляного фильтра, ключ 12 мм шестигранный для отворачивания пробки, посуда для слива отработанного масла и ветошь для обтирания рук и подтеков масла.
Если все готово, автомобиль установлен на смотровую канаву или эстакаду, застрахован упорами под колеса и ручным тормозом, можно приступать к выполнению операции. Откройте капот. Снимите крышку маслоналивной горловины, чтобы создать нормальное атмосферное давление во внутренней полости двигателя.
Дело в том, что при работе двигателя механизмы, нагреваясь, вытесняют избыток воздуха, создается разрежение, оно и мешает нормальному сливу масла. Отверните сливную пробку в поддоне масляного картера, предварительно установив ведро или другую емкость для слива отработанного масла. Емкость нужно установить немного назад по ходу автомобиля от сливного отверстия, так как оно расположено под углом 30° от вертикали.
Сливать масло необходимо с горячего двигателя, когда вязкость масла низка. Сливаемое масло должно быть разогретым, время слива - минимум 10 мин. Выполняя эту операцию, будьте осторожны во избежание ожогов горячим маслом.
После того как масло стечет, заверните пробку и отверните масляный фильтр. При отсутствии специального ключа эту операцию можно выполнить с помощью куска наждачной бумаги. Обмотайте фильтр абразивной стороной и поверните фильтр против часовой стрелки.
Если этот способ не даст желательного эффекта, не огорчайтесь, пробейте корпус фильтра прошивкой, которая входит в комплект малой инструментальной коробки. Надев на стержень прошивки для удобства трубку или ключ для выворачивания свечей зажигания, вы наверняка сдвинете с места «упрямый» фильтр.
Эту крайнюю меру можно применить, учитывая, что масляный фильтр - разового пользования.
Перед установкой нового фильтра не забудьте проверить положение резиновой кольцевой прокладки, которая должна находиться в канавке торца фильтра. Для исключения смещения прокладки в процессе монтажа смажте ее моторным маслом. При установке нового масляного фильтра не следует пользоваться каким-либо инструментом, а положиться на усилие, которое можно обеспечить руками.
С помощью воронки (чтобы не пролить масло) залейте в маслоналивную горловину 3,75 л моторного масла, соответствующего сезону эксплуатации автомобиля. Через несколько минут, когда масло стечет, проверьте его уровень с помощью мерной линейки (щупа).
Если при проверке окажется, что уровень масла выше отметки «Макс», не смущайтесь, запустите двигатель, через 3—4 мин масло заполнит все свои «емкости», и уровень его в поддоне картера двигателя станет нормальным.
Перед запуском двигателя не забудьте установить пробку наливной горловины.
Некоторые автолюбители иногда применяют масла импортного производства, например фирмы «Шелл (Shell)», либо "Эссо (Esso)". При покупке минерального масла советуем взглянуть на масло esso extra. С вязкостью 15w40 оно является практически всесезонным. Также можно попробовать залить полусинтетику, но на старые двигатели обычно не рекомендуют. В целом, необходимо заливать такое же масло, что и было залито ранее.
Обращаем их внимание: при замене одной марки масла на другую (за исключением жигулевских масел для различных сезонов) двигатель необходимо промыть специальным моющим маслом. Эту операцию нужно выполнять в следующем порядке:
- слить из картера горячего двигателя отработанное масло
- залить в двигатель 3,0 л моющего масла
- запустить двигатель и дать ему поработать с малой частотой вращения (примерно 1000 об/мин коленчатого вала) не менее 10 мин
- слить моющее масло
- заменить масляный фильтр
- залить новое масло
Промывка моющим маслом применяется и для очистки системы смазки от смолистых отложений, шлака, которые образуются после 30—40 тыс. км. пробега.